Александро-Невский собор долгое время был самым крупным храмом крупнейшего населенного пункта Вятской губернии. Естественно, прихожане и заводские власти уделяли большое внимание внутреннему убранству собора. Оно постоянно совершенствовалось. Первое, классически сдержанное убранство (живописец В.И.Албычев, резчик А.М.Канцырев) сменило в 1870-е гг. новое, выдержанное в прихотливом русском стиле (живописец К.А.Стародумов, резчик С.С.Голышев). Излюбленными приемами тогда в духе времени стали орнаментальный мотив "плетенки", обильное золочение и росписи стен масляной краской "под мрамор". Эти работы были продолжены в середине 1890-х гг. (живописец Е.Брюхов, резчик И.Тетерин). Таким образом, декоративный ансамбль интерьеров собора изначально эклектичен, многочастен и разновремен. Во многом он противоречит строгому, сдержанному внешнему облику собора.
В 1871 году при храме открылось попечительство, занимавшееся благотворительной и просветительской работой: устройством школ, больниц, содержанием богадельни. В 1875 году при соборе была открыта воскресная школа, рассчитанная на сто тридцать пять учащихся.
Александро–Невский собор был главным приходским храмом Ижевска. В 1893 году к нему были приписаны Николаевская, Введенская домовая и Свято-Троицкая церкви, а также Михайловская, Преображенская и Крестовоздвиженская часовни. В 1907 году, после завершения строительства Михайловского собора, он также был приписан к собору Александра Невского.
Много людей различного звания и положения перебывало в стенах собора за 107 лет его существования. Бывали здесь изредка и «персоны из царствующего дома»: в 1824 году император Александр I, приезжавший инспектировать завод, в 1837 году — будущий царь Александр II, тогда еще наследник престола. В его свите, кстати, находился известный русский поэт, друг А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский...
В 1898 году на торжестве по случаю 75-летия собора его настоятель протоиерей Василий Успенский сказал: «Помните, православные, доколе стоит этот святой храм в должном благолепии…, дотоле мы с полною верою и дерзновенною надеждою можем говорить: с нами Бог!» До того момента, когда прервется благолепие, оставалось 24 года.
В марте 1922 года комиссия под председательством члена ВЦИК И. А. Наговицына изъяла из Собора более пяти пудов серебра, золота, драгоценных камней.
По требованию юношеской секции Союза воинствующих безбожников и постановлению президиума Удмуртского облисполкома от 26 марта 1929 г. Александро-Невский собор закрыт. Летом из него были изъяты все 24 колокола общим весом 650 пудов. В 1930 году разрушили колокольню и переоборудовали собор под клуб. Небольшое кладбище вокруг алтаря было уничтожено и разграблено сразу – в 1929 г.
С 1930 года здание собора служило как детский клуб и кинотеатр «Колосс», затем как музей с атеистическими экспонатами. В этом же году собор был взят на учёт Музейным отделом Главнауки и причислен к памятникам первой категории /архив УдНИИ Министерства культуры УдАССР д.169, л. 98/. В 1932 году здесь вновь открылся кинотеатр.
В 1933 году слева от бывшей паперти (на улу нынешних улиц Горького и Советской) был установлен памятник революционеру Пастухову (в 1968 г. решением обкома КПСС отправлен в "ссылку" на глухой перекресток Красноармейской и Красногеройской, где и поныне стоит, спрятавшись за деревьями).
В 1938 г. по проекту П.М. Попова проведена реконструкция: разобраны барабан и купол /деревянный под штукатуркой/ и взамен сооружена четырёхскатная крыша.
В 1950 году справа от паперти, симметрично Пастухову, установлен бюст дважды Героя Советского Союза Кунгурцева (в 1968 г. переставлен ради туалета к южному портику, а в 1992 г., по желанию прихожан, перенесен на Карлутскую площадь.)
В те времена улица Горького была центральной, по ней проходили демонстрации и шествия, и в 1952 г. по главной оси собора, на месте разрушенной паперти, была воздвигнута монументальная статуя И.В.Сталина. Так он и стоял на паперти, приветствуя трудящихся. Исчез этот памятник в 1958 году, а вот куда - точно не известно. Есть мнение, поддерживаемое рядом историков, что он был утоплен в пруду, так же, как ранее был утоплен бронзовый орел с заводской башни.
В 1968 году в соборный сквер, симметрично главному входу в собор, городские власти уродливо "всадили" общественный туалет. В 1990-1994 годах собор был передан РПЦ, восстановлен и освящен. Имеет статус кафедрального.
ОПИСАНИЕ
Собор представляет собой идеальное воплощение культовой постройки высокого русского классицизма – строгого, "державного", по-петербургски холодноватого и щеголевато отточенного в общем силуэте и деталях. В истории архитектуры Удмуртии данное здание единственное окружено сразу восемнадцатью отдельно стоящими колоннами, типичными для высокого классицизма. Столь же характерен для него и наиболее совершенный тип объемно-плановой композиции собора. Данная композиция оказалась органично близка С.Е.Дудину как мастеру высокого классицизма. Развивая идеи А.Д.Захарова, а также К.Н.Леду, ижевец вообще большинство своих храмов подчинял пластическому образу "шара на кубе" ("шар" вписан в полусферу купола и барабана, венчающего "куб" - четверик холодного храма). Этот образ определяет и внешний облик захаровско-дудинского создания в центре Ижевска.
Квадратный в плане, кубический по массе холодный храм перекрыт сферическим сводом на барабане. Распор гасят четыре мощных пилона со срезанными углами. Две подпружные арки, лежащие на оси запад-восток, раскрыты на алтарь и главный неф, а с юга и севера они трактованы как ниши. Главный неф отделен от боковых двумя колоннадами ионического ордера, из четырех колонн каждая. Перекрытие над главным нефом – коробовый свод. Традиционная для большинства православных храмов крестообразность плана обеспечена введением двух шестиколонных портиков с юга и севера холодного храма (аналогичный портик отмечает и западный фасад собора). Они тоже ионического ордера, но колонны здесь значительно тоньше внутренних колонн и с резко выраженным энтазисом (утолщением). Каждой внутренней колонне на северной и южной стенах трапезной части храма соответствует пилястра.
Над четвериком основания с западной стороны возвышаются два яруса колокольни типа восьмерик на четверике. Наиболее существенным отличием от кронштадтского прототипа является то, что там у А.Д. Захарова вместо восьмерика располагалась ротонда. Это различие объяснимо прежде всего тем, что в Ижевске верхний ярус колокольни был выстроен капитально (в камне, вместо прежнего деревянного яруса) только в 1877 г. – уже без захаровских чертежей и дудинского контроля, в атмосфере, когда стилевые тонкости высокого классицизма казались устаревшими и чрезмерными. Но данное различие не имеет какого-либо негативного значения. Наоборот, оно придает ижевскому зданию индивидуальную окраску.
Храм стал градостроительным, идеологическим и даже астрономическим центром Ижевска. Последнее обстоятельство связано с тем, что именно колокольню собора избрали одним из 52 астрономических пунктов Вятской губернии. Точнейшие координаты колокольни были впервые определены военными топографами Генерального штаба в 1858 г.
С.Е. Дудин талантливо связал собор в единую градостроительную композицию с главным корпусом оружейного завода, своим основным шедевром. Стройная колокольня ритмически и стилистически соответствовала заводской башне, расположенной с ней на одной оси. Промежуточный узел на той же оси образовала увенчанная скульптурой ангела с крестом триумфальная колонна в память князя Михаила Павловича. Таким образом, за 36 лет по градостроительным наметкам С.Е. Дудина в центре Ижевска сложился ансамбль, не имевший аналога в русском зодчестве. Ведущая градостроительная ось этого ансамбля ярче, чем где-либо еще, проиллюстрировала чередованием своих элементов державную православную триаду "ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО ("Православие, самодержавие, народность"). Элементам триады точно соответствовали три узла главной оси Ижевска, вдоль которой ежедневно проходили тысячи рабочих завода.
"ВЕРА" — Александро-Невский собор (1820-1823).
"ЦАРЬ" — Михайловская колонна (1856). Она точно повторяла силуэт колонны в честь брата Михаила Павловича, Александра I, что украшала Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге.
"ОТЕЧЕСТВО" — башня оружейного завода с триумфальной колонной и изображениями воинских трофеев (1815). Завод строился в Отечественную войну 1812 г. для защиты Отечества.
Сегодня Александро-Невский собор, окружённый сквером, занимает квартал, заключённый между улицами Советской и Ленина (с севера и юга) и Горького и Красной (с запада и востока). Несмотря на формирование нового центра, эта часть сохраняет своё значение. Градостроительная роль собора ослаблена застройкой предзаводской площади. Тем не менее, собор, наряду с башней главного корпуса, играет определённую роль в силуэте города и является ярчайшим сооружением в историческом и архитектурном представлении г. Ижевска.
С запада от собора расположены памятники архитектуры: Дом Новикова, Дворец культуры Машиностроителей (Русский драматический театр УР), Денежная кладовая (гауптвахта, ныне музей "Ижмаша"), а к северу от собора сохранился ряд купеческих лавок.
Длинна храма по оси 55,80 м
Ширина по оси боковых портиков 39,40 м
Высота по кровле центральной части 22,04 м
ФОТОАЛЬБОМ.
Источники и дополнительная информация:
Официальный сайт собора Александра Невского
Сайт ЦМДБ им. Горького
Сайт "История Ижевска" - интересно, хотя и не точно
Статья Елены Кардопольцевой о восстановлении Александро-Невского собора
Фотографии на sobory.ru